Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Михайлова И.А., кандидат юридических наук, доцент.

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее – бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах .

В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность – отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.

Такое положение становится не только причиной трагедий, связанных с утратой родных и близких, но и порождает целый ряд вопросов, настоятельно требующих своего разрешения: о правовом режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему гражданину; о порядке осуществления его имущественных и личных неимущественных прав; об исполнении его гражданских обязательств перед третьими лицами; о содержании его несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся родителей, супруга или других лиц, имеющих право на получение содержания (ст. 89, 93 – 97 Семейного кодекса РФ), и др.

См.: Комсомольская правда. 2002. 14 апр.

Складывающаяся в таких случаях сложная юридическая ситуация может быть относительно разрешена при помощи одного из двух гражданско-правовых институтов: признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) и объявления его умершим (ст. 45 ГК РФ).

В связи с этим возникает вопрос о том, претерпевает ли какие-либо изменения правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия и зависит ли она от того, было ли такое отсутствие установлено в судебном порядке.

Бесспорно, что за безвестно отсутствующим гражданином в полном объеме сохраняется весь комплекс имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности (ст.

18 ГК РФ), но, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и фактической возможности реализовать многие из этих прав и исполнить принятые на себя обязанности, что обусловливает необходимость предусмотренного законом вмешательства в его частноправовую сферу.

Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется стремлением законодателя обеспечить всемерную охрану субъективных прав и законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.

В свою очередь, в нормах процессуального законодательства предусмотрен целый ряд гарантий, целью которых является предотвращение произвольного признания гражданина безвестно отсутствующим.

Этой цели, в частности, служит закрепление обязательного участия прокурора в судебном разбирательстве, причем по делам данной категории прокурор может выступать и в качестве заявителя – в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд (ст. 45, п. 3 ст. 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , далее – ГПК РФ).

См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 30 октября 2002 г.

Важнейшие гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, выражающиеся в передаче принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства, а также в выделении из этого имущества содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашении имеющейся у него задолженности по другим обязательствам, закреплены в ст. 43 ГК РФ. К другим правовым последствиям, в частности, относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п. 1 ст. 188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ) и др.

Эти положения закона означают, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются (членство в хозяйственных товариществах и обществах, участие в договоре о совместной деятельности и др.

); часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства, а какие-то субъективные права гражданин, признанный безвестно отсутствующим, реализует самостоятельно по месту своего нахождения (если он находится в живых), так как его правоспособность как способность иметь права и нести обязанности сохраняется в полном объеме.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие “заинтересованные лица”, следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина .

См.: Михеева Л. Безвестное отсутствие должника // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 14 – 15.

Ряд проблем возникает и при объявлении гражданина умершим. Как известно, вступившее в силу судебное решение об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти гражданина в книгу государственной регистрации смерти. В соответствии с п. 2 ст.

67 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” в этом случае днем смерти гражданина указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти, если гражданин, объявленный умершим, пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (п. 3 ст. 45 ГК РФ) . Эти положения Закона приводят к терминологическому расхождению: применительно к государственной регистрации законодатель оперирует понятием “день”, но очевидно, что правоспособность гражданина прекратилась не в день вступления в законную силу решения суда, а в тот момент, когда наступила его смерть (возможно, за несколько лет до судебного разбирательства).
См.: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” (в ред. от 19 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

В соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые последствия объявления гражданина умершим тождественны его биологической смерти (ст.

1113 ГК РФ), но эта тождественность отнюдь не означает, что вступление решения суда в законную силу прекращает и гражданскую правоспособность лица, объявленного умершим, причем не только потому, что его правоспособность прекратилась непосредственно в момент смерти гражданина.

Судебное решение устанавливает презумпцию, но не факт смерти, и гипотетически возможны, хотя и крайне редки на практике ситуации, когда гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

Вопрос о его гражданской правоспособности в этом случае решается следующим образом: будучи живым, хотя и объявленным умершим для всех родных, близких и знакомых, гражданин по-прежнему может реализовать субъективные права, составляющие содержание правоспособности, по месту своего нахождения, поэтому общепризнанно, что в этом случае восстанавливать его правоспособность не требуется .

См., напр.: Гражданское право: В 2 т. Т. 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство “БЕК”, 2000. С. 162.

Но такой ответ не способен объяснить парадоксальную ситуацию, разрешить сложную юридическую коллизию: в одно и то же время один и тот же индивидуум является правоспособным участником гражданского оборота, но его юридическая смерть, зарегистрированная в установленном законом порядке, повлекла прекращение всех известных правоотношений с его участием. В данном случае имеет место “расщепление”, “раздвоение” его юридической субстанции. Преодолеть такое раздвоение можно только на будущее время путем использования предусмотренного законом механизма, позволяющего перевести объявленного умершим гражданина из юридического небытия в состояние “находящегося в живых” (ст. 280 ГПК РФ), однако вопрос о том, как совместить гражданскую правоспособность и юридическую смерть одного и того же лица, остается открытым.

Еще одна важная проблема, нуждающаяся в разрешении: как известно, в ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет.

Едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания.

Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, – слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мой взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.

Следует отметить, что юридическая неопределенность относительно момента смерти гражданина может иметь место еще в двух случаях: при установлении факта регистрации смерти (абз. 3 п. 2 ст.

264 ГПК РФ) и в случае установления факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (абз. 8 п. 2 ст. 264 ГПК РФ).

Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы загса отказывают ему в выдаче дубликата, а установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы загса, либо в тех случаях, когда органы загса отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется.

Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений .

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/16961-teoreticheskie-prakticheskie-problemy-priznaniya-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyushhim

Правовые проблемы, связанные с признанием гражданина безвестно отсутствующим и объявлением его умершим

Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Одной из таких проблем является выявление невозможности установления места нахождения гражданина, которое может быть связано с вероятностью умышленного поведения гражданина, который скрывается от наказания, уплаты алиментов и проч. Для этого может быть сделан запрос в органы внутренних дел о назначении розыска данного лица, в службу судебных приставов о принудительном исполнении в отношении гражданина решений судов или актов иных органов.

Практикуется также направление запросов по месту рождения гражданина, месту жительства его родственников, в органы почтовой связи и социальной защиты относительно получения пенсий, пособий.

При участии адвоката в рассмотрении дела может быть использовано право запроса через юридическую консультацию для собирания необходимых доказательств по делу.

В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст.

42 ГК РФ положением о том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе, несмотря на то, что безвестное отсутствие длилось в течение сроков, указанных в законе. Это будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности в гражданском процессе.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие “заинтересованные лица”, следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, чтобы они могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина. [19]

16 апреля 1996 г. в Самаркандском районный суд г. Джума от гр. Ш. поступило заявление с просьбой признать ее родного брата безвестно отсутствующим для последующей его выписки из квартиры.8 мая 1996 г. суд, рассмотрев гражданское дело, признал гр.Ш. безвестно отсутствующим с 1 ноября 1993 г. Среди доказательств безвестного отсутствия гр.Ш.

в решении значились: справка из ОВД о том, что в марте 1995 г. по заявлению гр.Ш. ее брат объявлен в федеральный розыск, показания участкового инспектора и одной соседки заявивших, что гр.Ш. не проживает по адресу прописки. В ходе судебного заседания выясняется следующее: с 1983 по 1993 гг. в трехкомнатной квартире проживала семья: отец, сын и дочь. Сын в 1993 г.

уезжает работать на Север, в Тюменскую область. В 1995 г. умирает отец и дочь, заведомо зная о местонахождении брата, подает сначала заявление в милицию о пропаже брата, а затем в суд с просьбой признать его безвестно отсутствующим. После вступления решения в законную силу она выписывает брата из квартиры и, оставшись, таким образом, собственником, продает ее.

Суд не счел необходимым допросить родственников гр. Ш, которые знали о ее местонахождении, не истребовал розыскного дела, хотя гр.Ш. был временно прописан в г. Надинске. Все это позволило заявительнице (путем обмана и злоупотребления доверием) ввести суд в заблуждение. Кроме этого суд также достоверно не установил юридическую заинтересованность заявителя, что позволило гр.Ш.

вместо обозначенной ею выписки брата из занимаемой жилплощади незаконно продать половину его домовладения.

Основным поводом к совершению данного правонарушения со стороны заявителя послужили отсутствие должного внимания судьи к процессу доказывания безвестного отсутствия гражданина и, прежде всего, отсутствие достаточной нормативной базы, методических разработок и руководств при доказывании по делам данной категории.

Также к проблемам признания безвестного отсутствия и объявления умершим относится и то, что закон (ст.42 ГК РФ) предусматривает исчисление начала срока безвестного отсутствия и ничего не говорит об его окончании.

Поэтому целесообразно в законе указать, что гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если о нем нет известий в месте его постоянного жительства в течение года, предшествовавшего обращению в суд.

[20]

Немаловажной проблемой является и то, что в соответствии со СК РФ усыновление детей, чьи родители признаны безвестно отсутствующими, производится без согласия последних.

В данном случае по существу имеет место утрата родительских прав у безвестно отсутствующего, а возможность их восстановления в случае явки или обнаружения безвестно отсутствующего в законе не предусмотрена.

В равной степени это относится к возможности восстановления и в других правах, что едва ли может быть признано правильным.

Законодателю необходимо пересмотреть некоторые нормы о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими, с целью их корректировки и уточнения, для того, чтобы впоследствии при применении их на практике не нарушались права заинтересованных сторон данной категории дел.


Заключение

Целью курсового исследования было обозначено рассмотрение оснований и правил, по которым происходит признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим в российском гражданском праве.

https://www.youtube.com/watch?v=k8z9SP8x400

Для достижения поставленной цели в полном объеме были поставлены и решены основные задачи, играющие важную роль в характеристике данных институтов гражданского права.

Для решения вопросов о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим суду необходимо исключить (на момент рассмотрения дела) возможность установления местонахождения конкретного субъекта, что требует наличия неоспоримых и достаточных доказательств.

Ст.278 ГПК определяет круг действий судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.

В условиях отсутствия законодательно урегулированного перечня необходимых доказательств для признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим судьи руководствуются данной статьей как необходимым минимумом.

На мой взгляд, для исключения ошибок со стороны судей нужно дополнительное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ о порядке и перечне приводимых в суде доказательств по данной категории дел.

Основным в ряду доказательств, как мне кажется, должно являться розыскное дело, возбуждаемое специальной службой ОВД по заявлению о без вести пропавшем гражданине.

Особое внимание при доказывании необходимо уделять качеству свидетельских показаний. Главным же является то, что все свидетельские показания оцениваются судьей в совокупности и ни одно из них не имеет для судьи заранее установленного значения.

В случаях признания судом лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим, при наступлении для гражданина последствий имущественного характера, означающих, в том числе и отчуждение собственности гражданина, приводимые в ходе заседания доказательства об исчезновении лица должны носить качественно более высокий уровень.

Другой случай, если в результате решения суда затрагиваются только личные неимущественные права гражданина: расторжение брака, вопросы усыновления (удочерения) новым супругом и т.д. В большинстве своем в таких случаях признание гражданина безвестно отсутствующим более важно для возникновения прав у других лиц, чем для интересов пропавшего гражданина.

Представляется необходимым однозначно разрешить в законе вопрос о возможности и порядке признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим, если этот гражданин целенаправленно скрывается (например, в связи с уголовным преследованием).

Очень актуально, учитывая возможность возникновения вооруженных конфликтов, более детально регламентировать вопрос о том, что понимается под военными действиями, как определяется день их окончания и порядок объявления умершими военнослужащих либо иных граждан пропавших без вести в связи с военными действиями.

Урегулирование и корректировка нормативно-правовых актов, касающихся признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим необходимо, прежде всего, для последующего применения их в практической деятельности.

Возможно, что высказанные предложения во многом могут усложнить процедуру рассмотрения дел данной категории, но, несмотря на это предложенные изменения предоставят возможность исключить ошибки суда и злоупотребления со стороны граждан.

Список использованных источников

Нормативные акты:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 194-ФЗ,

Источник: https://sdamzavas.net/4-37286.html

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: проблемы теории и практики

Проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2

Размещено на http://www.allbest.ru/

1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

Юридический институт

Кафедра

КУРСОВА РАБОТА

по гражданскому праву

по теме:

ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Калининград 2013

План

Введение

Глава 1. Общая характеристика института безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим.

1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим

1.2 Условия объявления гражданина умершим

Глава 2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим

2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

2.2 Правовые последствия объявления гражданина умершим

Глава 3. Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

3.1 Правовые последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим

3.2 Правовые последствия явки гражданина, объявленного умершим

Заключение

Список источников

безвестное отсутствие умерший обнаружение гражданин

Введение

Тема моей курсовой работы является: «Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: проблемы теории и практики».

Несмотря на то, что степень изученности данного института высока, я думаю, что в современном мире проблема признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим стала особенно актуальна, т.к.

с каждым годом пропадает все больше граждан Российской Федерации, о чем нам свидетельствует статистика МВД.

«Ушел из дома и не вернулся…» – обычно именно с этих слов начинаются объявления о розыске пропавших людей. Ежегодно в органы полиции поступает несколько десятков тысяч заявлений о помощи от родственников или знакомы. Ежегодно в различных уголках РФ пропадает без вести огромное количество граждан.

Хотя меры и способы, принимаемые для поиска пропавших лиц, в наше время очень развиты, но в большинстве случаев они не приносят существенного результата. Вследствие чего возникает неопределенность в субъекте гражданско-правовых отношений. С одной стороны он достаточно конкретизирован, но с другой стороны факт его пребывания неизвестен.

Что бы избежать подобной ситуации законодатель ввел институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

С помощью норм, данного института, у лиц, находящихся в каких-либо правовых отношениях с лицом безвестно отсутствующим, появляется возможность совершать какие-либо юридически значимые действия, связанные с его личностью.

Целью моей курсовой работы является исследование практических и теоретических проблем признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– Раскрыть понятия и рассмотреть основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим;

– Определить порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим;

– Определить последствия признания гражданина безвестно отсутствующим;

– Определить последствия объявления гражданина умершим;

– Определить последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим;

– Определить последствия явки гражданина, признанного умершим.

Глава 1. Общая характеристика института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим

По различным данным, по статистике в России пропадает без вести около 100 тыс. человек и с каждым годом количество это растет. И всему этому могут быть различные причины, например, локальные военные действия, природные катаклизмы, катастрофы, несчастный случаи, терроризм и др.

Криминогенная обстановка в стране растет, вследствие чего повышается статистика пропавших без вести людей. Так, если в 1889 году число пропавших было зафиксировано на отметке 56520 человек, то в 2009 году уже 120455.

Самое страшное, что, каждый второй пропавший – трудоспособный мужчина или женщина, каждый четвертый – несовершеннолетний ребенок, каждый десятый – пенсионерПропавшие без вести. Факты по России и миру. Режим доступа: http://rusfact.ru/node/7.

Но сотрудники полиции считают, что ничего странного в этом нет, и поясняют это тем, что: «Бизнесменов похищают вымогатели или кредиторы, рабочие попадают в рабство или мигрируют по городам, а бомжи гибнут в драках с собутыльниками или умирают от болезней» Пропавшие без вести. Факты по России и миру. Режим доступа: http://rusfact.ru/node/7.

А как быть лицам, которые связаны с исчезнувшим лицом какими-либо имущественными или неимущественными отношениями? Чтобы исключить возникшую неопределенность, вызванную длительным отсутствием гражданина, законодатель предусматривает создание института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

В современной юридической литературе уделено много внимания институту безвестного отсутствия, так же, можно найти огромное количество толкований безвестного отсутствия. Например, Прянишников Е. А.

полагает, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, связанные с длительной неизвестностью лиц, состоящих в определенно правовых отношениях с гражданами и организациями Прянишников Е. А. О безвестном отсутствии и признании умершим // Правоведение. -1990. – № 1. – С. 64 – 68. Попов Ю. А.

считает, что безвестное отсутствие – это такое отсутствие гражданина, при котором нельзя устранить неизвестность его местопребывания и нет предположений о жизни данного гражданина Попова Ю. А. Признание граждан безвестно отсутствующими. М., 1985. С. 19.

А …Безвестное отсутствие – это установленное судом длительное отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в месте его жительства Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / под ред. В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванива. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 543 с.-.

Каждый человек с момента рождения становиться субъектом права и вступает в различные правовые отношения с другими людьми. В детстве это, чаще всего родственники и друзья, и эти связи не носят правового характера, но с возрастом круг нашего общения расширяется и почти каждые из них носят правовой характер. Некоторые из них, по каким либо причинам утрачиваются и вместо них зарождаются новые.

Связи правового характера являются правоотношениями, которые предполагают наличие участников, имеющих субъективные права и юридические обязанности. Исчезновение одного из участников правоотношения влечет за собой неопределенность, т.е.

отношения и не закончились, как в случае смерти субъекта, но и не могут продолжаться, т.к. неизвестно его местонахождение. Складывающаяся в таких случаях ситуация, может быть решена посредством признания гражданина безвестно отсутствующим.

Но тут, сразу же возникает вопрос, изменяется ли правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия, даже если это установлено в судебном порядке. Безусловно, что за безвестно отсутствующим гражданином в полном объеме сохраняется весь комплекс его прав (ст.

18 ГК РФ), но отсутствуя в месте своего постоянного жительства, он лишен возможности исполнять возложенные на него обязанности и защищать в полной мере свои законные интересы.

Статья 42 ГК РФ гласит: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания».

Так, в данной статье сказано, что гражданин может быть по решению суда признан безвестно отсутствующим, но не сказано, что суд должен в любом случае признать гражданина безвестно отсутствующим.

Если суду известны такие обстоятельства дела, которые дают основания полагать, что лицо умышленно скрывается в целях получения материальной выгоды, от уплаты алиментов или от уголовной ответственности, то он не должен признавать данного гражданина безвестно отсутствующим.

Я думаю, что в данную статью необходимо дополнить положением о том, что, суд не может признать лицо безвестно отсутствующим, если установлено, что лицо умышленно скрывает сведения о своем местонахождении. Это будет способствовать правильному и законному разрешению такого рода дел.

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00403666_0.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.