Апостиль это специальный штамп удостоверяющий подлинность подписи

Руководство по практическому применению Конвенции об апостиле. Постоянным Бюро Гаагской конференции по международному частному праву

Апостиль это специальный штамп удостоверяющий подлинность подписи

Руководство по практическому применению Конвенции об апостиле 
 https://assets.hcch.net/docs/238468a0-a2ae-4679-a9bb-b19d038f2307.pdf

Постоянным Бюро  Гаагской конференции по международному частному праву Нидерланды, 2517, КТ, Гаага, Схевенингсвег, 6б Телефон: +31 70 363 3303 Факс: +31 70 360 4867 E-mail: secretariat@hcch.net Сайт: www.hcch.

net © Гаагская конференция по международному частному праву 2013 г. Воспроизведение настоящей публикации разрешается в строгом соответствии первоисточнику в некоммерческих целях.

 

Отпечатано в Гааге, Нидерланды

Руководство по практическому применению Конвенции об апостиле

3     (Ограниченное) действие апостиля 

 A      Апостиль только подтверждает подлинность происхождения основного официального документа  

24 Юридическая сила апостиля ограничена.

Он только подтверждает подлинность происхождения основного официального документа путем удостоверения подлинности подписи на документе, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст. 5 (2)).

Ограниченное действие апостиля было подтверждено специальной  комиссией (см п.82 «Заключений и рекомендаций специальной комиссии» 2009 г.; п.13  «Заключений и рекомендаций специальной комиссии» 2012 г.) 

 B    Апостиль не подтверждает подлинность содержания основного официального документа  

25 Апостиль не имеет никакого отношения основного официального документа.

В то время как официальный характер самого документа может означать, что его содержание верно и правильно, апостиль не усиливает и не добавляет юридической силы к подписи и / или печати, которой они обладают без апостиля.

В связи с этим, специальная комиссия рекомендует, чтобы компетентные органы учитывали уведомление об ограниченном действии апостиля (см. п.85 «Заключений и рекомендаций специальной комиссии» 2009 г.). 

 

 
C    Апостиль не удостоверяет, что все требования внутреннего законодательства для надлежащего оформления и выдачи основного официального документа были выполнены 

 

26 Апостиль не подтверждает, что официальный документ был оформлен и выдан в соответствии со всеми требованиями национального законодательства.

Определение наличия ошибок, которые делают недействительным официальный характер документа и то, в какой степени компетентный орган несет ответственность за тщательность рассмотрения документы на предмет выявления подобных ошибок, является задачей внутреннего законодательства (см. п. 230).

Например, национальное законодательство может требовать или не требовать, чтобы компетентный орган внимательно изучал, имеет ли право нотариус в соответствии с национальным законодательством выдавать конкретный нотариальный акт или нотариальное заверение.

Безусловно, Конвенця об апостиле не налагает подобных обязательств на компетентные органы. Так как апостиль имеет юридическую силу только в отношении подтверждения подлинности происхождения основного официального документа, проставление его на документе не исправит вышеупомянутых ошибок. 

 D    Апостиль не влияет на приемлемость, допустимость или доказательственную силу основного официального документа  27 Конвенция об апостиле не затрагивает право государства назначения определять приемлемость, допустимость и доказательную силу иностранных официальных документов (п.

82 «Заключений и рекомендаций специальной комиссии» 2009 г.; п.14 «Заключений и рекомендаций специальной комиссии» 2012 г.). В частности, органы власти в государстве назначения могут определить, был ли документ подделан или изменен, или же он был оформлен и выдан в установленном порядке.

Они могут также устанавливать временные ограничения на приемлемость иностранных официальных документов (например, документ должен быть предъявлен в течение определенного периода времени после его выдачи), даже несмотря на то, что такие ограничения не могут быть наложены на приемлемость самого апостиля.

Кроме того, на рассмотрение доказательного права государства назначения остается определение степени, в которой иностранный официальный документ может быть использован для установления определенного факта.

Помимо этого, определение того, в какой мере иностранный официальный документ может быть использован для установления определенного факта, остается в компетенции национальных законов государства назначения, содержащих нормы о доказательствах. 

F   Борьба с мошенничеством  

58 Для обеспечения надлежащего выполнения Конвенции об апостиле важна уверенность в правильности осуществления процесса проставления апостиля. Следующие действия могут подорвать доверие к процессу проставления апостиля: 

 

• обманное заявление о том, что орган уполномочен проставлять апостили, но в действительности он не имеет таких полномочий (при этом услуги по оказанию помощи в получении апостиля, тем не менее, могут быть приемлемыми – см. п.202.);

• выдача сертификата, который якобы является апостилем, лицом, не являющимся (или уже не являющимся) компетентным органом;

• использование апостиля в качестве доказательства содержания основного официального документа или, в случае, если апостили выданы в виде официальных сертификатов, документа, к которому официальный сертификат относится;

открепление апостиля от основного официального документа и его прикрепление к другому документу (в т.ч. документу, оформленному тем же органом или должностным лицом, которое оформило основной официальный документ);

использование апостиля для придания законности подложному документу (например, поддельные документы об образовании, выданные «фабрикой дипломов»).

  

59 Эти действия противоречат Конвенции, и апостили, выданные или используемые в результате таких действий, являются недействительными.

Хотя Конвенция и не предусматривает какие-либо штрафы или другие санкции за подобного рода действия, они могут быть предусмотрены внутренним законодательством. 

 

d      СТАТЬЯ 1 (2) (с):  НОТАРИАЛЬНЫЕ АКТЫ  

126 Нотариусов можно найти практически во всех странах мира.

Почти в каждой юрисдикции гражданского права и смешанного права и в целом во всем мире общего права нотариусы являются представителями юридического сообщества.

В некоторых юрисдикциях общего права нотариусы (известные как “Notaries Public”), как правило, не обязаны быть профессиональными юристами, но являются сотрудниками министерств с ограниченными полномочиями и функциями.  

127 “Нотариальный акт” – это документ или свидетельство, составленное нотариусом, который устанавливает либо подтверждает правовое обязательство, или формально регистрирует либо проверяет какой-либо факт или нечто, что было сказано, сделано или согласовано. Заверенный подписью и гербовой печатью нотариуса, нотариальный акт является официальным документом в соответствии со Статьей I (2) (с) Конвенции. 

  

e    СТАТЬЯ 1 (2) (d):  ОФИЦИАЛЬНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ 

 

129 Документ, выданный физическим лицом в частном порядке (например, договор, заявление под присягой, присвоение товарного знака), не подпадает под действие Конвенции. 

  

130 Тем не менее, внутреннее законодательство может требовать, чтобы на документ, выданный должностым лицом, включая нотариусов США, был поставлен сертификат, который относится к аспектам документа, таким как подлинный характер подписи, которой скреплен этот документ, или что этот документ является заверенной копией другого документа. Такой официальный сертификат является официальным документом в соответствии со статьей I (2) (d) Конвенции. 

 

 АПОСТИЛЬ ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО К ОФИЦИАЛЬНОМУ СЕРТИФИКАТУ 

 

131 В случае с официальными сертификатами, именно официальный сертификат, а НЕ основной частный документ, является официальным документом в рамках Конвенции. Таким образом, апостиль удостоверяет подлинность нотариального сертификата, а не подлинность основного частного документа

E Прикрепление апостиля к настоящему официальному документу  

a   проставление на документе или использование аллонжа 

 

265 Апостиль должен прилагаться к официальному документу путем непосредственного проставления на документе, либо проставляться на отдельном листе бумаги («аллонж»), который впоследствии крепится к документу (Ст. 4(1)).   

b   Различные способы прикрепления апостиля  

266 В Конвенции не определено, как должен быть прикреплен апостиль, или каким образом должен крепиться аллонж к настоящему официальному документу. В конечном итоге, вопрос о способах прикрепления апостиля касается каждого Компетентного органа в отдельности. В любом случае, апостиль должен быть надежно прикреплен к документу. 

   

методы прикрепления, предупреждающие незаконное вскрытие 

 

267 Компетентным органам следует прикреплять апостили, используя способы крепления, которые могут помочь обнаружить попытки физического вмешательства (Заключения и рекомендации № 91 специальной комиссии 2009; № 24 специальной комиссии 2012). Самым доступным и безопасным способом, позволяющим обнаружить попытки вскрытия, является оформление е-апостилей (см. пар 333 и далее). 

   

1    Апостили, составленные в письменной форме 

 

268 На практике, Компетентные органы используют ряд методов приложения письменных апостилей к настоящему официальному документу.

Чтобы прикрепить апостиль к основному официальному документу, используется резиновый штамп, клей, ленты, восковые печати, оттиски и самоклеющиеся наклейки.

Для прикрепления аллонжа к основному официальному документу используется клей, скобы или петли. 

 

 

преодоление трудностей при прикреплении апостилей методом скрепления скобами 

 

269 Использование скоб является стандартной практикой прикрепления апостиля к основному документу, однако ряд стран подняли вопрос о риске незаконного применения апостилей, прикрепленных таким способом, то есть возможности открепления апостиля от основного официального документа с легкостью и прикрепления к другому документу, таким образом, придавая законность последнему. Принимая во внимание точку зрения Специальной комиссии в отношении использования методов прикрепления, предупреждающих незаконное вскрытие (см. пар. 267), Постоянное Бюро дает рекомендацию Компетентному органу, что в случае использования скоб для прикрепления аллонжа применить дополнительный метод для обеспечения надежности прикрепления аллонжа к основному документу (напр., загнуть страницу документа перед скреплением скобами или использовать печать).       

c приложение апостиля 

 

271 В случае если документ имеет несколько страниц, апостиль должен прилагаться к странице документа, на которой стоит подпись.

При использовании аллонжа, он должен быть прикреплен к лицевой стороне или к обороту основного официального документа (см. C&R 17 №, 2003 г. SC).

Апостиль, в практических целях, должен быть прикреплен к основному официальному документу таким образом, чтобы не закрывать данные, являющиеся предметом заверения (напр., подпись), или иные данные документа. 

 

272 Если же прикрепление апостиля к документу не является практичным (либо для этого отсутствует разрешение законодательства страны, в которой он составлен), Компетентный орган может посчитать необходимым порекомендовать заявителю получить заверенную копию данного документа, на которой будет проставлен апостиль. 

   

следует не допускать открепления апостиля от основного официального документа 

 

273 Компетентные органы должны осведомлять заявителей, что апостиль должен оставаться прикрепленным к основному официальному документу. В частности, заявители должны получать рекомендацию, совершать фотокопии апостилированных документов, поскольку открепление апостиля от основного официального документа лишает апостиль юридической силы. 

 ————————— 

Правовая позиция ВАС РФ и ВС РФ

В  п.39 абз.3 Постановления Пленума ВС РФ № 23 от 27 июня 2017 года указано: 

 “Легализация иностранного документа необходима для подтверждения источника происхождения доказательства в арбитражном процессе, но не исключает проверки со стороны суда с целью установления правильности содержащихся в нем сведений по существу.” 

Также было и ранее, см п.25 абз.3 Постановления Пленума ВАС РФ № 8 от 11 июня 1999 г.: 

  “Легализация иностранного документа необходима для представления последнего в качестве доказательства в арбитражном процессе, но не исключает проверки со стороны суда с целью установления правильности содержащихся в нем сведений по существу”.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/9/6/rukovodstvo_po_prakticheskomu_primeneniyu_konvencii_ob_apostile_%C2%A9_gaagskaya_konferenciya_po_mezhduna

Легализация и апостиль как способы заверения регистрационных документов оффшорной компании

Апостиль это специальный штамп удостоверяющий подлинность подписи

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о финансовой свободе и оффшорном бизнесе!

В словаре оффшорных терминов обязательными являются два – апостиль и легализация. Давайте разберемся, что это такое, в чем разница, зачем они оба существуют и где его можно получить.

Существуют разные способы заверения документов:

— нотариальное заверение;— заверение солиситером (Solicitor) — адвокат, консультирующий клиента, подготавливающий дела для барристера и выступающий только в судах низшей инстанции;— заверение барристером (Barrister) — адвокат, имеющий право выступать в высших судах;— заверение удостоверяющим офицером (Certifyingofficer) — сотрудник, заверяющий документы;

— заверение окружным офицером (Districtofficer).

Способ заверения зависит от страны, в которой издается документ, от документа и что в нем заверяется, а также учитывается инстанция, куда документ после заверения подается.

Что делать и куда обращаться, если документ нужно заверить для другой страны? Чтобы документ, выпущенный на территории одного государства, имел юридическую силу на территории другого государства, он должен быть легализирован.

ВИДЫ ЛЕГАЛИЗАЦИ ДОКУМЕНТОВ

В таком случае обязательным является прохождение процедуры легализации, которая бывает двух видов:

1. Апостилирование (проставление штампа “Апостиль”).
2. Консульская легализация.

Существуют три процедуры легализации документов:

1. Нотариальное заверение в стране происхожденияУдостоверениеподписи нотариуса Министерством иностранных дел страны происхождения документаЗаверение документа консульством страны, в которой будет использоваться документ. Теперь документ считается легализованным.

Когда используется: страна, в которой выпущен документ и страна, где документ будет использоваться, не имеют двустороннего соглашения или обе не являются участницами Гаагской конвенции 1961 г. об апостиле.

2. Нотариальное заверение только в стране происхождения.

Когда используется: существует двустороннее соглашение о легализации, подписанное между двумя странами. Страны СНГ имеют такие подписанные соглашения.

3. Проставление апостиля на документе в стране происхождения документа.

Когда используется: условием является участие обеих стран в Гаагской конвенции 1961 г. об апостиле.

ЧТО ТАКОЕ АПОСТИЛЬ?

Апостиль (фр. Apostille) – это специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ.

Апостиль проставляется в соответствии с Гаагской конвенцией об апостиле1961 г.

Документ, скрепленный апостилем, не требует дальнейшей легализации или каких-то заверений и признается официальными органами всех государств — участников Гаагской Конвенции.

СПИСОК СТРАН-ЧЛЕНОВ СНГ ГААГСКОЙ КОНВЕНЦИИ


ТРЕБОВАНИЯ К АПОСТИЛЮ:

— Согласно Гаагской конвенции 1961 г., апостиль имеет форму прямоугольника со стороной не менее 9 см и должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции:

— апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе бумаги, который скрепляется с документом;— апостиль может быть составлен на государственном языке выдающего органа с переводом на второй язык;

— заголовок «Apostille (ConventiondelaHayedu 5 octobre 1961)» должен быть на французском языке.

КАКИЕ РЕКВИЗИТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ В ТЕКСТЕ АПОСТИЛЯ?

— наименование государства, выдавшего апостиль;— фамилия лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ;— должность лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ;— наименование учреждения, печатью/штампом которого скреплён документ, удостоверяемый апостилем;— название города, в котором проставлен апостиль;— дата проставления апостиля;— название органа, проставившего апостиль;— номер апостиля;— печать/штамп учреждения, проставившего апостиль;

— подпись должностного лица, проставившего апостиль.

В СООТВЕТСТВИИ С ГААГСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ

АПОСТИЛЬ ПРОСТАВЛЯЕТСЯ на:

— документах, исходящих от нотариуса, административных и судебных органов (секретаря суда или судебного исполнителя);— административных документах;— нотариальных актах;— свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния;

— документах, исходящих от некоторых других органов или должностных лиц.

АПОСТИЛЬ НЕ ПРОСТАВЛЯЕТСЯ на:

— документах, относящихся к таможенным и коммерческим операциям;

Это доверенности на совершение сделок, перемещение товаров через границу, договоры (контракты) о поставке товаров и предоставлении услуг, о выполнении работ и расчетов за них и т.д.

— документах, совершенных дипломатическими или консульскими учреждениями;

Подписанные консулом в другой стране документы имеют одинаковую с подписанными нотариусом в его стране силу. Например, документ, подписанный в России консулом Франции, для российских властей является иностранным документом, но должен приниматься ими без легализации.

— внутренних паспортах граждан, трудовых книжках, военных билетах и любых удостоверениях личности, которые не подлежат вывозу за границу.

ПРИМЕР АПОСТИЛЯ


РУКОВОДСТВО ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ если Ваш документ подлежит легализации:

Очень легко понять шаги легализации, ответив на один вопрос:

“Является ли страна предоставления документа участницей Гаагской конвенции?”:

КОНСУЛЬСКАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ

Консульская легализация необходима в тех случаях, когда документы планируется использовать на территории государства, не подписавшего Гаагскую конвенцию об Апостиле.

Такое удостоверение может быть осуществлено в Министерстве иностранных дел и в консульских учреждениях как на территории страны, выпустившей документ, так и на территории государства, где его планируется использовать. Легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения. Удостоверенный таким образом документ не может быть использован на территории третьего государства.

Дорогие читатели, спасибо за то, что Вы заинтересовались нашим блогом, если статья Вам понравилась, прошу Вас поставить “нравится” на нашей страничке в социальной сети Фейсбук. С уважением, Наталия Ревенко, оффшорный консультант.

Дорогие читатели блога, если у Вас есть вопросы по регистрации оффшорных компаний, особенно в Невисе, на БВО и Панаме, обращайтесь, пожалуйста, по е-мейлу info@offshore-pro.info.

Лучший Список Оффшорных Банков на 2012 год

Источник: https://internationalwealth.info/offshore-for-newbies/legalisation-and-apostille-for-offshore-company/

Легализация документов. Апостиль — Audit-it.ru

Апостиль это специальный штамп удостоверяющий подлинность подписи

Для официальных документов характерно наличие определенной формы, порядка их издания и составления, необходимых реквизитов, а также выдача таких документов компетентными государственными органами, учреждениями, должностными лицами. Для удостоверения официального характера используются подписи и печати. Каждое государство самостоятельно определяет требования к форме и содержанию официальных документов.

Для того, чтобы документы имели юридическую силу за рубежом, они должны пройти процедуру легализации. Легализация документа – совершение ряда процедур для придания документу юридической силы на территории другого государства.

Легализации документов не требуется, если между Российской Федерацией и государством, на территории которого планируется использовать документ, заключен двусторонний договор, отменяющий требование легализации.

В отношениях Российской Федерации со странами СНГ действует «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенная в Минске 22 января 1993 года и вступившая в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 года (далее – Минская конвенция).

Согласно статье 13 Минской конвенции:

«документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».

Минская конвенция подписана и ратифицирована Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной. К конвенции присоединились Азербайджан и Грузия.

Помимо Минской конвенции, Российской Федерацией с другими государствами заключен ряд двусторонних соглашений о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в которых также отменена и легализация и апостиль.

Российские документы легализуются, как правило, в нотариально заверенных копиях.

Существует два вида легализации:

§   консульская легализация;

§   проставление штампа «Апостиль».

Консульская легализация.

Легализация узаконивает на территории иного государства не только подписи или печати, зафиксированные в отдельном документе, но также и полномочия, удостоверенные этим документом.

Легализации не подлежат документы, которые противоречат законодательству или могут нанести вред интересам государства либо содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.

Документы, составленные на территории Российской Федерации, могут быть легализованы в Российской Федерации – департаментом консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации, за рубежом – в консульстве Российской Федерации.

Легализация в консульстве Российской Федерации за рубежом усложняется тем, что консул направляет документы в соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, для определения их подлинности, и только после получения положительного ответа, осуществляет их легализацию.

В необходимых случаях консул может легализовать документы и акты, предназначенные для действия на территории третьего государства.

Для того, чтобы такой документ или акт был действительным на территории третьего государства, он должен быть легализован также в консульстве третьего государства, находящемся в государстве пребывания консула Российской Федерации.

Порядок консульской легализации документов регулируется действующей на территории Российской Федерации «Инструкцией о консульской легализации» утвержденной Министерством иностранных дел СССР 6 июля 1984 года (далее – Инструкция), а также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 года «Об утверждении консульского устава СССР» (далее – Консульский устав).

Согласно статье 55 Консульского устава консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей.

Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на вышеуказанных документах и актах и соответствия их законам государства пребывания (статья 55 Консульского устава).

Процедура легализации документов, предназначенных для использования за рубежом, состоит из нескольких этапов, таких как:

§   Нотариальная контора заверяет копию документа и верность его перевода на иностранный язык.

Нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации (статья 77 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года №4462-1 (далее – Основы о нотариате)).

§   Федеральная регистрационная служба удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати (пункт 14 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы»).

§   Департамент консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации подтверждает подлинность печати и подписи Минюста Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Инструкции:

«Для осуществления легализации документов и актов консул должен иметь образцы подписей и печатей должностных лиц властей консульского округа, уполномоченных удостоверять документы и акты, исходящие от организаций и учреждений государства пребывания».

«Документы и акты, представляемые для легализации, должны быть написаны ясно и четко, а упомянутые в документе или акте суммы и числа, номера и сроки должны быть обозначены прописью. Подписи должностных лиц и оттиски печати должны быть отчетливыми.

Пробелы на документах и актах должны быть прочеркнуты. Поправки и приписки должны быть оговорены перед подписью лиц, подписавших документ, и повторены в легализационной надписи.

Эти приписки и поправки должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем исправленное и зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном виде.

Если поправки и приписки сделаны в легализационной надписи, то они оговариваются и подписываются только должностным лицом, совершающим легализацию» (пункт 21 Инструкции).

Согласно пункту 22 Инструкции, если для легализационной надписи нет места, она совершается на отдельном листе, который подшивается к документу или акту и скрепляется с ним печатью и подписью лица, совершающего легализацию.

После того, как должностное лицо убедилось, что в соответствии с требованиями Инструкции документ или акт может быть легализован, на нем делается надпись установленного образца.

§   Документы легализуются в консульстве той страны, где они будут использованы.

Процедура консульской легализации достаточно долгая и сложная.

В целях упрощения процедуры консульской легализации Российская Федерация присоединилась к «Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов», заключенной в Гааге 5 октября 1961 года (далее – Гаагская конвенция), (вступившей в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года) которая отменяет для подписавшихся стран требование консульской легализации официальных документов.

Участниками Гаагской конвенции являются большинство стран, с которыми Российская Федерация поддерживает активные экономические отношения.

Апостиль.

Апостиль – специальный штамп, который в соответствии с Гаагской конвенцией, удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ (статья 5 Гаагской конвенции).

В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов:

«Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен».

Проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Замена консульской легализации на проставление апостиля касается только официальных документов. В качестве указанных документов выступают согласно статье 1 Гаагской конвенции:

§   документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

§   административные документы;

§   нотариальные акты;

§   официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Гаагская конвенция не распространяется на:

§   документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

§   административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Согласно статье 6 Гаагской конвенции, каждое присоединившееся государство самостоятельно назначает органы, уполномоченные на проставление апостиля.

Правом на проставление апостиля в Российской Федерации обладают:

·   Органы юстиции Российской Федерации (Приказ Минюста Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №183 «Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации»);

·   Органы записи актов гражданского состояния (Письмо Минюста РСФСР от 17 марта 1992 года №7-2/26 «О проставлении апостиля»);

·   Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №810 «О предоставлении Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки полномочий на проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации»);

·   Архивные органы субъектов Российской Федерации.

Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, отдельно от документа он существовать не может. Апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 сантиметров.

Согласно пункту 2 статьи 4 Гаагской конвенции апостиль может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок «Apostille» должен быть дан на французском языке.

Согласно статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за проставление апостиля уплачивается государственная пошлина. Пунктом 41 статьи 333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины:

«за проставление апостиля – 300 рублей за каждый документ».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка открытия представительства российского юридического лица за рубежом, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Как открыть свое представительство за рубежом».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/buhconcret/a64/43918.html

Апостилирование документов

Апостиль это специальный штамп удостоверяющий подлинность подписи

В связи с развитием международных отношений неизбежно встает вопрос о предоставлении документов одного государства на территории другого государства. Как подтвердить юридическую значимость этого документа? Что необходимо для этого сделать?

Что такое апостиль?

Апостиль – это специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждающий полномочия этого лица, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Апостилирование официальных документов – это удостоверение подлинности подписи лица, подписавшего документ, и подтверждение его полномочий, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Согласно статье 5 Конвенции, отменяющей требование легализации
иностранных официальных документов, заполненный надлежащим образом, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Нужно ли проставлять апостиль?

Согласно пункту 1 “Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов” от 05 октября 1961 года указанная Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

В качестве официальных документов в смысле Конвенции рассматриваются:

  • документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
  •  административные документы;
  •  нотариальные акты;
  • официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Список стран-участниц Конвенции, где обязательным требованием для действия документов является их апостилирование:

  1. Андорра;
  2. Антигуа и Барбуда;
  3. Аргентина;
  4. Армения;
  5. Австралия;
  6. Австрия;
  7. Багамские острова;
  8. Барбадос;
  9. Королевство Бельгия;
  10. Белиз;
  11. Республика Беларусь;
  12. Босния-Герцоговина;
  13. Ботсвана;
  14. Бруней;
  15. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии;
  16. Венгерская Республика;
  17. Венесуэла;
  18. Греческая Республика;
  19. Государство Израиль;
  20. Итальянская Республика;
  21. Королевство Испания;
  22. Ирландия;
  23. Колумбия;
  24. Кипр;
  25. Лесото;
  26. Республика Либерия;
  27. Латвийская Республика;
  28. Литовская Республика;
  29. Лихтенштейн;
  30. Люксембург;
  31. Малави;
  32. Мальта;
  33. Маврикий;
  34. Мескика;
  35. Маршалловы острова;
  36. Монако;
  37. Намибия;
  38. Ниуэ (автономное государство ассоциированное с Новой Зеландией);
  39. Норвегия;
  40. Королевство Нидерландов;
  41. Панама;
  42. Португалия;
  43. Республика Казахстан;
  44. Российская Федерация;
  45. Румыния;
  46. Сальвадор;
  47. Сан-Марино;
  48. Самоа;
  49. Свазиленд;
  50. Сейшельские острова;
  51. Сен-Китс и Невис;
  52. Словения;
  53. Суринам;
  54. США;
  55. Тонга;
  56. Тринидад и Тобаго;
  57. Турецкая Республика;
  58. Фиджи;
  59. Финляндия;
  60. Французская Республика;
  61. ФРГ;
  62. Хорватия;
  63. Чешская Республика;
  64. Швейцарская Конфедерация;
  65. Швеция;
  66. Бывшая Республика Югославии Македония;
  67. Эстония;
  68. ЮАР;
  69. Япония.

Таким образом, апостилирование необходимо, если один из вышеуказанных документов необходимо представить на территории одного из вышеперечисленных государств.

Государства, в государственные органы которых, не требуются апостилированные документы

Пунктом 1 статьи 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенной в Кишиневе 7 октября 2002 года, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года №531 предусмотрено, что документы, которые на территории одного из государств, участвующих в Конвенции, выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других государствах без какого-либо специального удостоверения.

Согласно пункту 2 указанной статьи документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Указанная Конвенция подписана следующими государствами:

  1. Азербайджанская Республика;
  2. Республика Армения;
  3. Республика Беларусь;
  4. Грузия;
  5. Республика Казахстан;
  6. Кыргызская Республика;
  7. Республика Молдова;
  8. Российская Федерация;
  9. Республика Таджикистан;
  10. Украина.

Следовательно, апостилирование документов для предоставления их в государственные органы вышеуказанных стран не требуется.

В какие органы следует обратиться для апостилирования?

Существует несколько государственных органов, которые осуществляют апостилирование документов. Выбор того органа, в который необходимо обратиться для апостилирования документа, зависит от того, какой именно документ Вам нужно апостилировать.

Пунтом 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2001 года N 545 “О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)” определены в качестве организаций, обладающих полномочиями по проставлению апостиля следующие государственные органы:

  •  Министерство юстиции Республики Казахстан – на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов;
  • Министерство образования и науки Республики Казахстан – на официальных документах, исходящих из органов образования, науки и учебных заведений республики;
  • Министерство внутренних дел Республики Казахстан – на официальных документах, исходящих из структурных подразделений миграционной полиции, архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из Специального государственного архива Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
  • Комитет информации и архивов Министерства культуры, информации и спорта Республики Казахстан – на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из государственных архивов Республики Казахстан;
  • Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан) (по согласованию) – на официальных документах, исходящих из судебных органов;
  • Министерство финансов Республики Казахстан – на официальных документах, исходящих из структурных подразделений Министерства финансов Республики Казахстан и (или) их территориальных подразделений;
  • Генеральную Прокуратуру Республики Казахстан (по согласованию) – на официальных документах, исходящих из органов прокуратуры, органов следствия и дознания;
  • Министерство обороны Республики Казахстан – на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из специального государственного архива Министерства обороны Республики КазахстаМинистерство юстиции Республики Казахстан – на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов.

Источник: https://defacto.kz/ru/content/apostilirovanie-dokumentov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.